Сегодня в нашем университете провёл лекцию Иван Чоловић (Иван Чолович)- сербский этнолог и антрополог, взгляд которого на культуру Балкан- на сколько это возможно- объективен и холодно-скептичен.
Чоловић пишет эссе по политической антропологии (к примеру о использовании различных народных символов в политике, эксплоатации мифов).
Лекция называлась: "популярная культура и роль национализма на Балканах", рассказывал он об этом на примере использования гуслей- народного инструмента типичного для данного региона- в политике.
Его книги , которые стоит прочитать: "Политика Симбола" (в переводе на английский: "Politics of Symbol in Serbia") и "Балкан терор културе". Обе книги переведены также на польский, о русском переводе информации мне найти не удалось.
Лекция была безумно интересна, сам Чоловић оказался человеком обаятельным с несравненным чуством юмора. Очень приятно было, что говорить он старался медленно (лекция была на сербском языке) и много разговаривал со студентами.
отрывок текста о футболе. Слова "герой", "подвиг" и т.п. следует интерпретировать с некоторой иронией, а скорей
дистанцией- таков был замысел автора, судя по оригинальному тексту, переводчик не указан:
читать дальшеС конца восьмидесятых годов хулиганство футбольных болельщиков все в большей степени стало основываться на национальных мотивах. Трибуны запестрели националистической символикой, а кричалки обрели политическую остроту. На белградских стадионах тогда одним из самых популярных распевов был обращённый к Слободану Милошевичу клич: «Слооо-бо серб, Сербия с тобой». (Занятно, что через 10 лет на тех же стадионах полиция избивала болельщиков, скандировавших: «Слобо, спаси Сербию, убейся» — прим. ред.} Вот как сербские газеты писали о матче «Црвена Звезда» — «Панатинаикос» (София, март 1992 года), сыгранном вскоре после того, как УЕФА запретила проведение международных встреч на югославских стадионах: Армия «делие» была так же велика, как сербская армия, которую когда-то водили в бой наши национальные герои. Проклятая международными чиновниками команда совершила подвиг, сравнимый только с подвигами Сербской армии во время Первой мировой войны. Ту армию тоже презирали и унижали союзники, но она выжила и побеждала в боях, хотя всегда была «в гостях». (Потерпевшая неудачи на первом этапе войны Сербская армия эвакуировалась на греческий остров Корфу и только через несколько месяцев с боями вернулась на родину. — прим. ред.) У нас нет другого спасения — мы должны побеждать. Это не клич 1915 года — это сегодняшний лозунг «Црвены звезды».
На всю страну прогремела история об 11-летнем мальчике, которого папа повез в Софию посмотреть этот футбольный матч, а когда вернулся домой, так объяснил учителям двухдневное отсутствие в классе своего сына: «Я дал своему сыну практические уроки патриотизма. Теперь вам предстоит решать, сочтёте ли вы эти два дня прогулами». Постепенно сформировалось убеждение, что главное в команде «Црвена Звезда» — её сербский характер, а поддержка команды на стадионе — это поддержка сербства и Сербии.
После начала войны ушедших на фронт болельщиков посещали кумиры — футболисты «Црвены Звезды». Например, «Спортски журнал» весьма одобрительно отзывался о Владане Лукиче, который четыре раза побывал в Эрдуте (там располагался лагерь подготовки Сербской Добровольческой Гвардии команданта Желько «Аркана» Ражнатовича — прим. ред.), чтобы поддержать своих болельщиков, ставших солдатами.
Песни болельщиков стали военными гимнами. Не случайно: ведь то, что пелось на трибунах, было в своё время взято из национального фольклора, и теперь этим нехитрым мелодиям всего лишь вернули их прежнее воинственное содержание.
В книге спортивно-патриотических песен Неделько Неше Попадича «Сердце на траве», вышедшей в издательстве «Спортска книга» в 1982 году, есть такие строки:
Но до того, как судья
Подаст сигнал к началу матча,
Вспомните о стране партизан
И знайте: сегодня вы — титовская армия.
Вперёд, во славу родины, во славу Дома цветов.
Вперёд, во имя свободы! Вперёд, вперёд — за Тито!
В тяжёлые для нации дни сербские фаны направили свою агрессию на фронт, против национального врага. Идея организованной поддержки своей страны обрела новый смысл. В ходе боевых действий фан-клубы легко становились полноценными вооружёнными формированиями. Братство и привычка к насилию, царившие на трибунах, быстро делали из былых хулиганов отличных бойцов, поэтому в военное время группировки «делие» сражались тем же составом и с теми же песнями.
Иван Чолович
Белград, 2000 г.